Укрепление межрегионального сотрудничества Узбекистана с государствами Центральной Азии является сегодня одним из важнейших направлений внешней политики страны. В настоящее время в Узбекистане уделяется большое внимание развитию взаимовыгодных отношений с государствами Центральноазиатского региона.

Основными приоритетами внешней политики Узбекистана являются: укрепление государственной независимости и суверенитета, повышение роли и авторитета страны как равноправного субъекта международных отношений, вхождение в число развитых демократических государств, а также формирование в ближнем окружении атмосферы безопасности, стабильности и добрососедства.

Наряду с этим, актуальными задачами являются укрепление международного авторитета Республики Узбекистан, доведение до мирового сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах, совершенствование нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также договорно-правовых основ международного сотрудничества. Важное место занимают и вопросы делимитации и демаркации государственной границы.

Во внутренней и внешней политике Узбекистана приоритетное внимание уделяется построению стабильного, справедливого и демократического государства, продвижению принципов открытости и транспарентности страны на международной арене.

В настоящее время разработан и принят ряд соответствующих программных документов, направленных на дальнейшее развитие многостороннего сотрудничества Узбекистана с государствами Центральной Азии, утверждены так называемые «дорожные карты». Во время визитов Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и руководителей центральноазиатских государств на высшем и высочайшем уровнях усиливается внимание к проведению активной, открытой, прагматичной и продуманной внешней политики, отвечающей национальным интересам стран региона.

По глубокому убеждению Президента Шавката Мирзиёева, готовность к практическому сотрудничеству, искреннее стремление к нему, а также осознание всеми странами Центральной Азии общей ответственности за будущее региона являются прочным фундаментом и гарантией его устойчивого развития и процветания. Он отмечает: «Узбекистан выступает за скорейшее решение спорных вопросов и дальнейшее укрепление взаимного доверия. Наши государства, опираясь на принципы добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, могут с большей эффективностью реализовать свой потенциал в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, культурно-гуманитарной сферах, а также в вопросах обеспечения безопасности и стабильности».

Внешнеполитические инициативы Узбекистана создают новые возможности для всего региона Центральной Азии. Страна продвигает идею совместного решения существующих проблем, стоящих перед государствами региона. На сегодняшний день Узбекистан выступает как государство, стабилизирующее экономические, социально-политические, духовно-культурные и идеологические процессы в Центральной Азии.

В настоящее время в регионе формируется новая система межгосударственных отношений, в рамках которой Узбекистан демонстрирует высокую активность по различным направлениям. В результате наблюдаются явные признаки оздоровления и укрепления отношений между странами региона.

Узбекистан значительно расширил двусторонние отношения с Афганистаном и активно участвует в многосторонних усилиях по урегулированию афганской проблемы. Страна принимает активное участие в реализации крупных проектов, таких как строительство линии электропередачи «Сурхон – Пули-Хумри» и железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Пешавар».

В Термезе открыт образовательный центр для граждан Афганистана, выпускники которого сегодня работают в парламенте, министерствах и ведомствах Афганистана, преподают в высших учебных заведениях страны и занимаются частным бизнесом.

Объём товарооборота между Узбекистаном и странами Центральной Азии за последние годы увеличился в два раза, а количество совместных предприятий возросло в четыре раза. Наши страны подписали ряд международных документов, таких как соглашения по обеспечению радиационной безопасности в Центральной Азии, движение «Вода для устойчивого развития», а также Ашхабадская декларация по Энергетической хартии. «Наше дальнейшее сближение и расширение сотрудничества в регионе — это требование времени и необратимый процесс», — отметил Президент Шавкат Мирзиёев. — «Он основан на твёрдом политическом выборе, имеет глубокие исторические корни и никоим образом не направлен против чьих-либо интересов. Укрепляя единство и сплочённость, мы вносим свой вклад в формирование устойчиво и последовательно развивающегося региона, а значит — надёжного и перспективного международного партнёра». Наряду с активизацией политического взаимодействия Узбекистана с государствами Центральной Азии, значительно усилилось сотрудничество в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, энергетической и культурно-гуманитарной сферах.

Улучшение торгово-экономических отношений между странами Центральной Азии способствует повышению инвестиционной привлекательности региона. С начала 2017 года между Узбекистаном и странами Центральной Азии было подписано более 300 соглашений, а общая сумма заключённых договоров и контрактов составила около 75 миллиардов долларов США.

Наблюдается продвижение и в решении экологических, в частности водно-энергетических вопросов. Узбекистан выразил готовность рассмотреть возможности участия в проектах строительства Камбар-Атинской и Рогунской ГЭС. Был дан старт реализации важного участка транспортного коридора «Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман», открыты железнодорожный и автомобильный мосты через Амударью «Туркменабад – Фараб»Их ввод в эксплуатацию позволил приступить к созданию промежуточного транспортно-коммуникационного маршрута по направлению «Узбекистан – Туркменистан – Каспийское море – Южный Кавказ», обеспечивающего выход к портам Баку – Тбилиси – Карс, а также к портам Чёрного моря в Грузии, Турции, Румынии и других странах.

После 1991 года страны региона (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) встали на путь национальной модернизации, которая включала:

формирование независимых государственных институтов;

переход к рыночной экономике;

реформу системы образования и здравоохранения;

возрождение национальной идентичности и культурных ценностей.

Модернизационные стратегии государств Центральной Азии различаются по приоритетам и темпам.

Казахстан реализует модель «экономики знаний» и цифровой трансформации (программа Цифровой Казахстан), стремясь к интеграции в мировое экономическое пространство.

Узбекистан проводит последовательные реформы в рамках «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям» (2017–2021) и «Стратегии развития нового Узбекистана» (2022–2026). Центральное место занимают демократизация, либерализация и социальная открытость.

Кыргызстан акцентирует внимание на развитии гражданского общества и демократических институтов, однако сталкивается с проблемами политической стабильности.

Таджикистан и Туркменистан сохраняют элементы централизованного управления, где модернизация проводится преимущественно сверху.

Таким образом, модернизация в регионе имеет асимметричный и неоднородный характер, что объясняется различиями в политических системах, экономических ресурсах и культурных традициях.

Модернизация неизбежно затрагивает социальную структуру общества, ценностные ориентации и образ жизни населения.
В Центральной Азии наблюдается:

рост уровня образования и профессиональной мобильности;

усиление роли женщин в общественной жизни;

развитие новых форм коммуникации (цифровизация, социальные сети);

трансформация традиционных семейных и общинных связей.

Однако сохраняются и противоречия — социальное неравенство, региональные диспропорции, миграционные потоки, которые создают новые вызовы для устойчивого развития.Важнейшим приоритетом во внешнеполитической сфере Республики Узбекистан является укрепление целостности и суверенитета государства, повышение авторитета и роли страны как равноправного субъекта международных отношений, вхождение в число развитых демократических государств, обеспечение безопасности, солидарности и толерантности в обществе.

Одновременно в стране решаются такие задачи, как укрепление международного престижа Республики Узбекистан, предоставление мировому сообществу объективной информации о проводимых реформах и изменениях, совершенствование договорно-правовой базы и нормативно-правовых основ внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также развитие международного сотрудничества и завершение процесса делимитации государственной границы.

Во внутренней и внешней политике Узбекистана поощряется построение стабильного, справедливого и демократического государства, содействие открытости и прозрачности страны на международной арене.

Специфика модернизации в Центральной Азии заключается в необходимости гармонизации традиционных ценностей с современными институтами.
Именно синтез исламской культуры, национальной идентичности и принципов современного государства позволяет региону выстраивать собственную модель модернизации, отличную от западной или восточноазиатской.

Модернизация в Центральной Азии представляет собой сложный и многоуровневый процесс, включающий экономические, политические, культурные и социальные преобразования.
Для успешного продолжения модернизации необходимо:

укрепление институтов гражданского общества;

развитие человеческого капитала;

повышение эффективности государственного управления;

сохранение культурной самобытности при открытости миру.

Таким образом, модернизация — это не просто обновление институтов, а глубокая трансформация социального сознания, отражающая стремление народов Центральной Азии к устойчивому развитию и интеграции в глобальное сообщество.