"Знающий человек найдёт выход из любой ситуации" - Avicenna

Кафедра русского языкознания

Кафедра русского языкознания является ведущим подразделением нашего университета, специализирующимся на подготовке высококвалифицированных специалистов в области русской филологии. Основная миссия кафедры — глубокое изучение структуры, истории и современного состояния русского языка, а также подготовка студентов к преподавательской и исследовательской деятельности.

Программа обучения кафедры сочетает теоретические и практические аспекты языкознания, включая фонетику, морфологию, синтаксис, лексику, стилистику и социолингвистику. Студенты получают прочную фундаментальную подготовку, которая позволяет им не только овладеть русским языком на высоком уровне, но и проводить научные исследования, разрабатывать учебные материалы и использовать современные педагогические технологии.

Хамидуллаева Гаухар

Хамидуллаева Гаухар

и.о. завкафедрой

доктор философии по филологическим наукам (PhD)

Кононова Ирина Юрьевна

Кононова Ирина Юрьевна

Старший преподаватель

Шагиева Наргис Фагимовна

Шагиева Наргис Фагимовна

Старший преподаватель

Халикова Эльянора Сергеевна

Халикова Эльянора Сергеевна

Доцент кафедры русского языкознания

доктор философии по филологическим наукам (PhD)

Юнусова Малохат Тураваевна

Юнусова Малохат Тураваевна

преподаватель кафедры русского языкознания

Стратегическая цель кафедры:

  • Разработка и внедрение современных образовательных программ.
  • Совершенствование методик преподавания русского языка с использованием инновационных технологий.
  • Индивидуализация обучения с учетом потребностей студентов.
  • Получение сертификата международного уровня TRKI-III (C1)

Задачи:

В образовательной деятельности:

- Преподавание дисциплин, связанных с методикой обучения русскому языку.

- Разработка учебных программ и методических материалов.

- Практическая подготовка студентов в школах и образовательных учреждениях.

- Организация курсов повышения квалификации для учителей русского языка.

В научной деятельности:

- Проведение исследований в области методики обучения русскому языку.

- Публикации в рецензируемых журналах.

- Участие в конференциях и симпозиумах.

- Внедрение инновационных методик обучения.

В воспитательной работе:

- Формирование у студентов профессиональных и личностных качеств.

- Развитие коммуникативных и творческих способностей.

- Воспитание патриотизма и интереса к русскому языку и культуре.

- 10.00.04 – Языки и литература народов Европы, Америки и Австралии 

- 10.00.06 – Сравнительное литературоведение, сопоставительное языкознание и переводоведение 

- 10.00.11. Теория языка. Прикладная и компьютерная лингвистика

- 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания 

Кононова Ирина Юрьевна

10.00.04 – Языки и литература народов Европы, Америки и Австралии 

Вставные конструкции как субъектно-экспрессивная форма синтаксиса в художественной прозе М. Цветаевой

Научная значимость исследования заключается в разработке теоретического инструментария, пригодного для анализа различных типов вставных конструкций, а также в концептуальной характеристике вставных конструкций с сущностной, феноменологической стороны. Проведенное исследование способствует расширению и углублению теоретических знаний о природе вставных конструкций и, шире, о явлениях субъектно-экспрессивного синтаксиса в целом.

Шукурова Мадина Абдураимовна

13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания 

Персонализация образования в контексте актуальных тенденций современной образовательной сферы. (На материале электронных платформ адаптивных технологий обучения

Научная работа посвящена исследованию в области персонализированного обучения, получившего новый импульс в образовательном процессе, благодаря техническим возможностям электронной информационной среды. За короткий промежуток времени, направление персонализированного обучения, сохраняя основы традиционного обучения, вышли на новые горизонты, поставив перед педагогикой ряд новых задач, решение которых не всегда лежит в области раннее используемых методов и способов исследования. Это вызвано тем, что создание системы современного персонализированного обучения может находиться только в границах электронного информационно коммуникативного поля с применением предназначенных для этого технических средств. Подобная специфика нового подхода к персонализации обучения потребовала нетривиальный подход к его изучению и возможной систематизации методики использования в рамках каких-то общих моделей, охватывающих их структурные основы. 

Юнусова Малохат Туравоевна

13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания 

Методика формирования речевых навыков у преподавателей общеобразовательной школы с узбекско-русским билингвизмом

В условиях глобализации и интеграции языков важным аспектом является развитие билингвизма, особенно в многоязычных странах, таких как Узбекистан. Преподаватели, владеющие как узбекским, так и русским языками, играют ключевую роль в формировании речевых навыков у учащихся. 

В условиях многоязычия особое значение приобретает методика формирования речевых навыков у преподавателей общеобразовательных школ, особенно в контексте узбекско-русского билингвизма. Билингвизм — это явление, при котором человек владеет двумя языками, и его развитие становится все более актуальным в современном образовательном процессе. 

В данном научном исследовании рассматривается ряд методических подходов, направленных на улучшение языковой компетенции преподавателей, а также особенности внедрения билингвального обучения в учебный процесс.

Направление образования:

 60111700 - Русский язык в иноязычных группах

60110800 – Родной язык и литература: русский язык и литература

Перечень читаемых дисциплин:

  • - современный русский язык с основами языкознания

    • - стилистика русского языка

      • - риторика

      • -  методика преподавания русского языка

      • - социолингвистика

      • - проектирование интерактивных учебных материалов в преподавании русского языка

      • - общее языкознание

      • -лингвострановедение

      • - лингвистический анализ художественного текста

 

 

Работа с одаренными студентами является важной частью образовательного процесса, направленной на раскрытие их потенциала, поддержку творческих инициатив и углубленное изучение научных дисциплин. В рамках данной деятельности используются индивидуальные и групповые подходы, а также развиваются студенческие клубы, объединяющие талантливую молодежь для решения научных и творческих задач.

  В рамках Академии студентов действуют следующие клубы: 

– «Изучаем русскую культуру»- руководитель Шагиева Н. Ф.,

–«Smart learning club»- руководитель Шукурова М. А.

Кафедра русского языкознания развивает местное сотрудничество с целью повышения качества обучения иностранным языкам, совершенствования современных педагогических методов, а также предоставления дополнительных знаний школьникам и учащимся профессионально-технических учебных заведений. В этом направлении налажено сотрудничество с общеобразовательными школами Ташкентской области:

✅ Учебно-методическая работа;

✅ Научно-исследовательская работа;

Духовно-просветительская работа

В рамках международного академического взаимодействия кафедра активно сотрудничает с Южно-Казахстанским университетом имени М. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан). Данное партнерство направлено на повышение качества образования, развитие научных исследований и обмен опытом между преподавателями  обеих сторон.