Основные направления деятельности кафедры включают разработку и внедрение инновационных методик обучения, формирование у обучающихся устойчивой коммуникативной компетенции, а также проведение передовых научных исследований в области лингвистики, литературоведения, педагогики и образовательных технологий. Кафедра активно развивает международное академическое сотрудничество, участвует в совместных научных проектах, стажировках и программах академической мобильности. В образовательный процесс интегрируются современные цифровые инструменты, что способствует созданию интерактивной образовательной среды и расширению возможностей межкультурного диалога.
undefined
Кафедра русского литературоведения
Основанная в 2017 году и получившая свою современную структуру в 2022 году, кафедра русского литературоведения является динамично развивающимся научно-педагогическим подразделением, ориентированным на подготовку высококвалифицированных специалистов-филологов и преподавателей .
Основные направления деятельности кафедры включают разработку и внедрение инновационных методик обучения, формирование у обучающихся устойчивой коммуникативной компетенции, а также проведение передовых научных исследований в области лингвистики, литературоведения, педагогики и образовательных технологий.
Кафедра активно развивает международное академическое сотрудничество, участвует в совместных научных проектах, стажировках и программах академической мобильности. В образовательный процесс интегрируются современные цифровые инструменты, что способствует созданию интерактивной образовательной среды и расширению возможностей межкультурного диалога.
Благодаря сочетанию фундаментальной научной подготовки и инновационных педагогических подходов кафедра занимает значимое место в профессиональном и академическом пространстве, внося вклад в развитие филологического образования и укрепление научно-образовательных связей.
В 2024 году при кафедре методики обучения русскому языку и литературе была создана научно-исследовательская лаборатория «SMART-Дидактика», целью которой является формирование у студентов-педагогов современных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развитие их дидактических навыков. Основное внимание в работе лаборатории уделяется повышению компьютерной грамотности будущих учителей, освоению цифровых инструментов и методик, а также внедрению IT-технологий в учебный процесс. Через практико-ориентированные семинары, мастер-классы и исследовательские проекты лаборатория способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников педагогических специальностей и формированию устойчивого интереса к цифровизации образования. Идейным вдохновителем и руководителем научно-исследовательской магистерской лаборатории выступает Бакиров Руслан Рамильевич, который активно внедряет инновационные подходы в образовательное пространство университета.
В рамках 2024–2025 учебного года участники научно-исследовательской магистерской лаборатории «SMART-Дидактика» провели ряд практических семинаров в общеобразовательных школах №4 и №17 города Чирчика, где на практике продемонстрировали полученные знания и умения в работе с ИКТ, цифровыми дидактическими средствами, а также технологиями искусственного интеллекта. Данные мероприятия стали важным этапом апробации учебных разработок и показали высокий уровень готовности студентов к интеграции цифровых технологий в образовательный процесс.
Так, участницей научно-исследовательской магистерской лаборатории Рахимжановой Муминой Фарход кизи в школе №4, в 7-Б классе, было проведено занятие с использованием ИКТ и виртуального ассистента «Алиса», работающего на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Урок был построен на методе дискуссии, адаптированном для узбекоязычного класса. В рамках занятия использовались практические материалы, составленные с помощью нейросетевых технологий.
В рамках другой инициативы кружка, в том же учебном заведении, участницами Саидовой Рано Абдушукуровной и Саримсаковой Сабиной Алишеровной было проведено экспериментальное занятие для учащихся 5 класса в формате интерактивной викторины по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Вопросы для игры были подготовлены с использованием нейросетей. Данный формат способствовал активному вовлечению школьников, развитию логического мышления, навыков коммуникации и командной работы.
В учебном центре, под эгидой научно-исследовательской магистерской лаборатории, участницей Жураевой Зульфией Шарофиддиновной было организовано онлайн-занятие на тему «Падежи» с применением мобильных цифровых технологий и коллаборативной модели обучения. Урок проводился через мессенджер Telegram с использованием его функции видеосовещаний, что позволило адаптировать образовательный процесс к цифровой среде и сделать его более доступным и гибким.
Кроме того, в школе №17 участницами научно-исследовательской магистерской лаборатории Аблязизовой Дилярой Руслановной и Камалиевой Сабиной Ильдусовной было проведено занятие для учащихся 6 класса с использованием ИКТ, технологий искусственного интеллекта и нейросетей. В его основу был положен традиционный метод обучения, дополненный современными цифровыми заданиями и визуальными материалами, созданными с применением нейросетевых инструментов.
Реализованные занятия в рамках научно-исследовательской магистерской лаборатории «SMART-Дидактика» наглядно продемонстрировали, что современные цифровые и интеллектуальные технологии становятся мощным вспомогательным ресурсом в работе педагога. Они не только сокращают рутинную подготовку к занятиям, но и открывают новые формы взаимодействия с учащимися — мобильные, гибкие и высокоэффективные, даже в условиях ограниченного технического оснащения.
11 апреля 2025 года в Чирчикском государственном университете состоялся учебно-методический семинар «Синергия современных педагогических технологий: от нейропедагогики к цифровому обучению». Семинар проводила кафедра методики обучения русскому языку и литературе факультета гуманитарных наук. Ректор университета Мухамедов Г.И. высоко оценил результат работы студентов направления.
На семинаре были представлены следующие аспекты работы:
1. Представлена стратегия индивидуального обучения студентов
2. Представлены результаты работы студенческого проекта интеграции IT-технологий в методику преподавания «Классики в цифре». Участники проекта создали аккаунты героев романа М.Лермонтова в социальных сетях. Просмотры и положительные комментарии аккаунта достигли более 200.000. Студенты разработали методические пособия, брошюры, буклеты, комиксы и графический роман по мотивам творчества писателя. Интерес вызвал и проект – сайт Н.В. Гоголя, в котором было представлено творчество писателя в мини-лекциях с анимационным учителем. На сайте размещены тесты и игры для оценки уровня знаний учащихся. Использовали цифровые платформы и искусственный интеллект. Метод обучения «Погружение».
3. Магистерский проект школьной лаборатории «SMART ДИДАКТИКА» представил традиционные формы преподавания с использованием искусственного интеллекта на базе школ города Чирчика. В данном направлении работают студенты 3 курса Руководитель группы магистрант Бакиров Р.Р. поднял вопрос о нейропрограммировании в гуманитарных науках.
4. Группа студентов 2 курса подготовила методический материал для школ Паркентского района на основе ТРИЗ-технологии.
5. Студенты 4 курса подготовили модель «Перевернутого обучения». Суть метода заключается в смене акцентов: лекция изучается дома, на занятиях – практический разбор материала.
6. Студенты 1 курса подготовили модель «Сингапурского обучения» на основе 4 К: креативность, коллаборация, коммуникация и критическое мышление. Данная модель с успехом реализуется студентами на практике в школе.
7. Особое внимание и отклик получил проект студентов 2 курса «Нейропедагогика: как мозг учится». Ребята подготовили упражнения и приемы для активизации работы левого и правого полушарий мозга с целью улучшения памяти и когнитивных способностей.
Проекты реализовывались под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры:
1. Завкафедрой, доцент кафедры методики обучения русскому языку и литературе PhD Екабсонс А.В. – проекты «Классика в цифре», «Нейропедагогика».
2. доцент PhD кафедры методики обучения русскому языку и литературе Кененбаев Е.Т. – Метод «Перевернутое обучение»
3. старший преподаватель кафедры методики обучения русскому языку и литературе – Тангирова Г.И. и преподаватель кафедры Ерметов С.Р.
4. преподаватель кафедры методики обучения русскому языку и литературе Эргашев А.Х. – координация работы в школах Паркента.