"Невежественный человек — как дом без света" - Abdulla Avloniy

Кукиев Бобурмирзо Баходир оглы

Кукиев Бобурмирзо Баходир оглы

Заведующий кафедрой инженерной и компьютерной графики

Доктор философии по педагогическим наукам, PhD

 

В качестве доктора педагогических наук (DSc) мои научные исследования посвящены методике развития проектировочных навыков студентов с использованием методов проецирования. Основная цель этих исследований заключается в совершенствовании теоретических и практических аспектов дисциплин инженерной графики через различные интерактивные, визуальные, 3D-модели и разработки. Такой подход значительно повышает интерес студентов к учебному процессу, стимулирует их активность и, что особенно важно, способствует формированию творческого мышления.

284

О Бобурмирзо Бахадир Оглы Кукиев

Бобурмирзо Бахадир оглы Кукиев родился 29 марта 1992 года в селе Зомин, Джизакская область. Доктор философии в области педагогических наук, доцент. В 2017 году окончил Джизакский государственный педагогический институт имени А. Кадыри бакалавриат, а в 2019 году — магистратуру Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами. По специальности: изобразительное искусство и инженерная графика (бакалавр), инженерная графика и теория дизайна (магистр). В 2022 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Методика развития творческой активности студентов через обучение вспомогательным методам проекционного черчения».

Философия

В настоящее время в сфере образования растет необходимость повышения качества и эффективности обучения, а также подготовки конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям рынка. В этом процессе актуальное значение приобретает образовательная модель, построенная на основе кластерного подхода.

Кластерный подход позволяет развивать у студентов инновационные и проектные способности, а также сочетать их теоретические знания с практикой. Этот подход расширяет кругозор студентов и способствует их переходу на новый уровень образования.

В рамках данного подхода:

  • На основе принципа «Новое образование – Новая идея – Инновации в обучении» внедряется междисциплинарный подход в учебный процесс.

  • Через принцип инновационного обучения осуществляется сочетание теории и практики.

  • Формируется практика выполнения выпускных квалификационных работ студентами на основе междисциплинарной интеграции.

Данный подход развивает у студентов не только профессиональные навыки, но и творческое, проектное мышление. Кроме того, они осваивают такие важные компетенции, как инновационное мышление, командная работа и практическое решение реальных проблем.

Семья

Семья Бобурмирзо Бахадир оглы Кукиева известна как «Семья интеллигентов». Отец троих детей.

Научная деятельность

Бобурмирзо Бахадир оглы Кукиев — перспективный исследователь в области инженерной графики и методики технического образования. Основное направление его научных интересов связано с формированием у студентов проектных компетенций через методы проекционного черчения.

Данное направление в настоящее время является актуальным на мировом уровне в областях промышленного дизайна, инженерного конструирования, архитектуры, а также STEM-образования.

Научные работы Кукиева продвигают следующую ключевую идею:

«Проекционное черчение — это не просто отображение формы, а инструмент анализа проблемы, поиска конструктивного решения и воплощения креативной мысли в пространстве.»

Благодаря такому подходу студенты осваивают не только выполнение чертежей, но и разработку реальных технических решений, моделирование и создание функциональных дизайнерских идей.

Основные направления научной деятельности:

Интеграция дисциплин инженерной графики — объединение чертежной геометрии, проекционного черчения, технической графики и 3D-моделирования в единую систему;

Развитие дизайн-компетенций на основе методов проекционного черчения — конструктивное мышление, аналитический подход, расширение пространственного воображения;

Междисциплинарный подход — обучение графическим дисциплинам с учетом информатики, технологий, архитектуры и искусства;

Педагогические инновации — проектно-ориентированные образовательные модели, использование цифровых платформ (AutoCAD, SolidWorks, Revit, SketchUp и др.) для повышения эффективности обучения.

Научные результаты и международный интерес:

Научные работы Бобурмирзо Кукиева внесли значительные новшества в педагогическое образование Узбекистана. В частности, разработана методическая платформа для моделирования мышления студентов и пошагового решения проектных задач через раскрытие дидактических возможностей методов проекционного черчения.

Данный подход гармонирует с международными концепциями STEM-педагогики, Design-based learning (DBL) и Project-oriented training, что делает его работы ценными для ученых и педагогов, работающих в области инженерно-педагогической подготовки.

Научный девиз:

«Проекция — это нарисованное мышление. За каждой линией стоит инженерная идея.»

Кокиев является автором 3 монографий и более 100 научных статей в республиканских и зарубежных журналах. Имеет 10 авторских свидетельств на программное обеспечение для дисциплин инженерной графики.

Опубликованные работы

Педагогическая деятельность

Бобурмирзо Бахадир оглы Кукиев — один из передовых педагогов, внедряющих современные педагогические подходы в области инженерной графики, чертежной геометрии и технического дизайна. Его учебно-методическая деятельность направлена на развитие инженерного мышления, формирование пространственного воображения и выстраивание у студентов проектного подхода к решению реальных задач.

🔬 Основные направления:

  • Формирование инженерного мышления на основе методов проекционного черчения — через вспомогательное проецирование, изометрическое изображение и структурные чертежи пространственных конструкций.

  • Интеграция теории и практики — обогащение содержания дисциплин черчения с использованием цифровых инструментов, таких как AutoCAD, SolidWorks, Revit.

  • Развитие проектных компетенций — внедрение интерактивных учебных моделей на основе реальных объектов и задач.

  • Междисциплинарный подход — обучение с интеграцией дисциплин черчения, информатики, технологий, искусства и дизайна.

📚 Научно-методические достижения:

  • «Методика решения позиционных задач с использованием вспомогательного проецирования»

  • «Формирование проектной компетенции на основе методов проекционного черчения» (научная статья)

  • Методические рекомендации по внедрению технологии Problem-based learning в учебный процесс по инженерной графике

🌟 Педагогическая философия:

«Каждый чертёж — это выражение мысли на языке инженерии. Каждая проекция — это проектирование будущего.»

С 2022 года Бобурмирзо Кукиев занимает должность заведующего кафедрой «Инженерная и компьютерная графика» Чирчикского государственного педагогического университета.

Он сыграл ключевую роль в формировании кафедры, определении её стратегических направлений и адаптации научно-педагогической деятельности к международным стандартам.

🔧 Деятельность в качестве заведующего кафедрой:

  • Модернизация работы кафедры на основе междисциплинарной инновационной кластерной модели;

  • Создание системы проектирования выпускных квалификационных работ на основе междисциплинарной интеграции;

  • Повышение эффективности обучения с использованием цифровых инструментов — внедрение AutoCAD, SketchUp, Revit в учебный процесс;

  • Обучение через креативные проекты — подготовка студентов в области графического дизайна, инженерии и конструктивного мышления;

  • Активное привлечение студентов к научно-исследовательской работе — участие в республиканских и международных конференциях;

  • Разработка и распространение интеграционных наглядных учебных пособий для высших учебных заведений и школ.

📈 Стратегическая цель:

«Формирование личности с профессиональным и инновационным мышлением через развитие графических компетенций в педагогическом образовании.»

Бобурмирзо Кокиев с помощью своей педагогической и научной руководящей деятельности поднимает преподавание инженерной графики на современный уровень. Подходы, которые он внедряет, сегодня широко применяются в международной практике, близки к методикам STEM-образования, Project-Based Learning и Design Thinking.

Его деятельность выходит за рамки простого обучения инженерной графике: это школа развития креативности, системного мышления и инженерного подхода к решению задач.

  • Лауреат премии «Лучший молодой педагог» (2023);

  • Лауреат премии «Инициатива в образовании» (2025);

  • Autodesk Certified Professional (AutoCAD, Fusion 360);

  • Методическое пособие «Методика преподавания инженерной графики» зарегистрировано как авторское методическое руководство.

Трудовая деятельность

  • 2013 – 2016
    Студент, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

  • 2016 – 2017
    Студент, Джизакский государственный педагогический институт

  • 2017 – 2019
    Магистрант, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

  • 2019 – по настоящее время
    Преподаватель, кафедра изобразительного искусства, Чирчикский государственный педагогический университет

  • 2022 – по настоящее время
    Доктор философии в области педагогических наук (PhD), доцент, заведующий кафедрой «Инженерная и компьютерная графика», Чирчикский государственный педагогический университет