Мухамедов Гафурджан Исраилович
Ректор университета
Доктор химических наук, Профессор, Учёный
Часы приёма: понедельник-суббота, 14:00–17:00
Гафуржон Исроилович Мухамедов — видный учёный, внёсший значительный вклад в развитие науки и образования Узбекистана. Он обладает богатым опытом в сфере научных исследований, высшего образования и научного управления. Его научная и педагогическая деятельность сыграла важную роль в развитии химической науки, формировании новых научных направлений и школ, а также в подготовке высококвалифицированных научных кадров.
Биографическая справка
Гафуржон Исроилович — доктор химических наук (1991), профессор, Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан. Родился 20 декабря 1946 года в городе Ташкент. В 1972 году с успехом окончил химический факультет Ташкентского государственного университета.
В начальный период своей научной деятельности, в 1972–1975 годах, проходил обучение в аспирантуре Научно-исследовательского института физической химии имени Л.Я. Карпова в Москве и защитил кандидатскую диссертацию. В 1991 году успешно защитил докторскую диссертацию в специализированном ученом совете при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и получил учёную степень доктора химических наук.
«Семья профессоров»
Семья Гафуржона Исроиловича добилась больших успехов в научной сфере. Все его дети имеют учёную степень доктора наук и пользуются высоким авторитетом в научном сообществе. В этом отношении семья Мухамедовых известна как «семья профессоров».
Руководство и административная деятельность
Профессор Гафуржон Мухаммадов возглавлял ряд ведущих высших учебных заведений Узбекистана. Его стиль руководства отличается эффективностью, системным подходом и внедрением современных инновационных стратегий в области управления образованием.
Ключевые этапы карьеры:
- Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (1976–1997):
Работал в должностях старшего преподавателя, доцента, профессора и заведующего кафедрой «Общая физика и химия». Под его руководством успешно защитились 10 кандидатов и 3 доктора наук. - Ректор Джизакского государственного педагогического института (1997–2005):
Провел масштабные реформы, включая переход на односменный график обучения, укрепление материально-технической базы и развитие научного потенциала. - Ректор Ташкентского государственного педагогического университета (2005–2006):
Внедрил образовательные стандарты нового поколения, электронные учебники и современные педагогические технологии. - Ректор Национального университета Узбекистана (2006–2015):
Основное внимание уделял повышению квалификации кадров, укреплению научного потенциала и расширению международного сотрудничества. - Ректор Чирчикского государственного педагогического университета (с 2017 года):
Инициировал создание электронной образовательной системы, Кластера инноваций в педагогическом образовании, «Школ-лабораторий» и Школы современных педагогов.
Инновационные инициативы
Профессор Мухаммадов является инициатором ряда ключевых образовательных проектов:
- Электронная образовательная система:
Внедрение систем подготовки и оценки учебных планов в электронном формате. - Школы педагогического имиджа и компетентности:
Организация центров повышения квалификации и обмена опытом с участием школ и дошкольных учреждений Ташкентской области. - «Школы-лаборатории»:
Создание 22 инновационных площадок в общеобразовательных школах для молодых преподавателей и одаренных учащихся. - Кластер инноваций в педагогическом образовании:
Комплексная система планирования педагогической деятельности, научно-методической поддержки и выявления потребностей в кадрах для сферы образования.
Педагогическая философия
Будучи автором Концепции развития непрерывного образования и создателем «Кластера инноваций в педагогическом образовании», заслуженный деятель науки Республики Узбекистан профессор Гафуржон Мухаммадов формулирует свою философию следующим образом:
«Кластер инноваций в педагогическом образовании — это современный подход к обеспечению качества и эффективности образования. Его основа — это гармония образовательных услуг, ориентированных на общественные интересы. Связь фундаментальной науки с практикой — один из ключевых принципов данной системы.»
Эта философия легла в основу стратегических преобразований в учебном процессе, приближения образования к реальной жизни и ориентации на потребности общества в университетах, которыми он руководил.
Подход к модернизации образовательного процесса
Гуломжон Мухаммадов на протяжении всей своей педагогической деятельности придавал особое значение повышению качества и эффективности образования, интеграции передовых технологий и развитию талантов студентов. Он признан выдающимся педагогом, внедрившим современные методы преподавания, инновационные образовательные кластеры и обновленные академические методики в вузах Узбекистана.
Реформа учебных программ и методик
Под руководством Мухаммадова в различных университетах были осуществлены следующие реформы:
Учебные графики переведены на односменную систему;
Внедрены платформы электронного обучения;
Разработаны учебные планы нового поколения, стандарты и электронные учебники;
Широко применялись современные педагогические технологии;
Практика и стажировки студентов контролировались и управлялись в электронном формате.
Ключевое научно-методическое направление: кластер инноваций в педагогическом образовании
В 2019 году по инициативе Мухаммадова в Ташкентской области была внедрена система «Кластер инноваций в педагогическом образовании», направленная на:
Комплексное развитие системы обучения и воспитания;
Реформу системы подготовки педагогов;
Продвижение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований;
Укрепление потенциала педагогических учреждений.
Сегодня эта система является основным научно-методическим направлением Чирчикского государственного педагогического университета, где успешно защищено более 30 докторских диссертаций.
Работа с молодежью
Г.И. Мухаммадов уделяет особое внимание поддержке молодых талантов. В рамках реализации Пяти инициатив Президента Узбекистана он стал инициатором:
Конкурса по чтению «Подружился с 10 книгами за месяц, 100 книг за год», который стал традиционным мероприятием.
В результате этого студенты начали достигать заметных успехов в науке, искусстве и спорте.
Педагогическая практика и модель наставничества
По инициативе Мухаммадова:
В общеобразовательных школах Ташкентской области были созданы 22 инновационных центра «Школа-Лаборатория»;
Эти центры предлагают структурированные программы по повышению квалификации молодых учителей, развитию профессиональных навыков и карьерному росту.
Международное сотрудничество и обмен опытом
Под его руководством были установлены партнерские отношения с зарубежными университетами:
Реализованы совместные научные и образовательные проекты с ведущими педагогическими вузами России, Казахстана и Таджикистана;
Осуществлялся активный обмен опытом, совместные исследования и академическое сотрудничество.
Научные направления исследований
Научная деятельность Гуломжона Мухамедова сосредоточена на актуальных проблемах в области химии, особенно полимерной химии, решении экологических задач и защите сельского хозяйства и окружающей среды. Его исследования предлагают ряд перспективных решений, признанных инновационными в узбекской науке.
Исследования интерполимеров на основе мочевино-формальдегидных соединений
Мухамедов впервые разработал методы замедления трёхмерной полимеризации мочевино-формальдегидных олигомеров. Это стало основой для создания новых интерполимерных составов.
Инновационные материалы для почвы и экологии: MT-1 и MT-2
Разработанные ученым химические составы MT-1 и MT-2 нашли успешное применение в различных сферах:
- В хлопководстве – предотвращение образования почвенной корки;
- В сельском хозяйстве и ирригации – экономия до 30% оросительной воды;
- В Приаралье – восстановление флоры и фауны, борьба с ветровой эрозией;
- В зоне Чернобыля – предотвращение распространения песка, пыли и радионуклидов.
Эти научно-практические разработки выполнены совместно с МГУ и ведущими вузами Узбекистана.
Поликомплексные композиции PKG-1 для фармацевтики
Разработанные Мухамедовым композиции PKG-1 позволяют:
- улучшить доставку лекарств,
- продлить их действие,
- повысить эффективность усвоения.
Эти решения открывают путь к научно обоснованным инновациям в фармацевтике.
Научные публикации и ученики
Научное наследие Гуломжона Мухамедова включает:
- Авторство 4 монографий
- Более 250 научных статей в национальных и международных изданиях
- Владение 10 патентами на изобретения в области химии
- Подготовка 5 докторов наук и 12 кандидатов наук
Мухамедов Гафурджан Исраилович — автор 4 монографий и более 250 научных статей. Он также имеет 10 авторских свидетельств на изобретения и открытия в области химии.
Ниже представлен список некоторых публикаций, в которых Гафурджан Исраилович Мухамедов указан в качестве автора или руководителя:
Список публикаций
"How Technology Can Change Educational Research? Definition, Factors for Improving Quality of Education and Computational Bibliometric Analysis"
1 (2024-yil sentyabr). Bu ASEAN Journal of Science and Engineering jurnalida chop etilgan. ResearchGate orqali mavjud:"Improving Training of Modern Leaders Utilizing it in The Administration of The Higher Education System" (2023-yil iyun). Bu Indonesian Journal of Teaching in Science jurnalida chop etilgan. ResearchGate orqali mavjud:
https://www.researchgate.net/publication/377704719_Improving_Training_of_Modern_Leaders_Utilizing_it_in_The_Administration_of_The_Higher_Education_System "Interpolymer complexes: Structure, properties, application" (Kitob, 2018-yilda nashr etilgan). Amazon'da mavjud:
https://www.amazon.nl/-/en/Gafurjan-Israilovich-Mukhamedov/dp/6138326814 "Advancing Sustainability and Green Engineering in Mechanical Engineering Education: Concepts, Research Trends, Challenges, and Implementation Strategies" (2025-yilda nashr etilgan). ASEAN Journal for Science and Engineering in Materials jurnalida chop etilgan:
https://ejournal.bumipublikasinusantara.id/index.php/ajsem/article/view/650 "МОЧЕВИНОФОРМАЛЬДЕГИДНЫЕ ОЛИГОМЕРЫ – ИНГИБИТОРЫ ДЕСТРУКЦИИ ПОЛИСАХАРИДА НАТРИЙКАРБОКСИМЕТИЛЦЕЛЛЮЛОЗЫ, ПОЛУЧЕННОЙ ИЗ ДРЕВЕСНОЙ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ" (Mochevinoformaldegidnye Oligomery – Ingibitory Destruktsii Polisaxarida Natriykarboksimetiltsellyulozy, Poluchennoy iz Drevesnoy Tselyulozy) (2025-yilda nashr etilgan). "Ximiya rastitelnogo syr'ya" jurnalida:
https://journal.asu.ru/cw/article/view/13181 "ПОЛУЧЕНИЕ ПОЛИМЕР ПОЛИМЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ" (Polucheniye Polimer Polimernykh Kompleksov I Opredelit' Napravleniye Ikh Primeneniya). Academic Research in Educational Sciences jurnalidan:
https://cyberleninka.ru/article/n/poluchenie-polimer-polimernyh-kompleksov-i-opredelit-napravlenie-ih-primeneniya "РАЗРАБОТКА СПОСОБА РАСТВОРЕНИЯ ОТХОДОВ НАТУРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН В ЭЛЕКТРОАКТИВИРОВАННЫХ РАСТВОРЯЮЩИХ СИСТЕМАХ" (Razrabotka Sposoba Rastvoreniya Otkhodov Natural'nykh Volokon V Elektroaktivirovannykh Rastvoryayushchikh Sistemakh). "Universum: texnicheskiye nauki" jurnalidan:
https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sposoba-rastvoreniya-othodov-naturalnyh-volokon-v-elektroaktivirovannyh-rastvoryayuschih-sistemah "Technologies for the Development of Competencies in Physics in General Secondary Education using Multimedia Resources" (2020-yilda nashr etilgan). International Journal of Engineering and Technology Innovation jurnalida:
https://www.ijitee.org/wp-content/uploads/papers/v9i3/C8888019320.pdf