"Невежественный человек — как дом без света" - Abdulla Avloniy

Мухамедов Гафурджан Исраилович

Мухамедов Гафурджан Исраилович

Ректор университета

Доктор химических наук, Профессор, Учёный

Часы приёма: понедельник-суббота, 14:00–17:00

761

Гафуржон Исроилович Мухамедов — видный учёный, внёсший значительный вклад в развитие науки и образования Узбекистана. Он обладает богатым опытом в сфере научных исследований, высшего образования и научного управления. Его научная и педагогическая деятельность сыграла важную роль в развитии химической науки, формировании новых научных направлений и школ, а также в подготовке высококвалифицированных научных кадров.

 

Биографическая справка

 

Гафуржон Исроилович — доктор химических наук (1991), профессор, Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан. Родился 20 декабря 1946 года в городе Ташкент. В 1972 году с успехом окончил химический факультет Ташкентского государственного университета.

В начальный период своей научной деятельности, в 1972–1975 годах, проходил обучение в аспирантуре Научно-исследовательского института физической химии имени Л.Я. Карпова в Москве и защитил кандидатскую диссертацию. В 1991 году успешно защитил докторскую диссертацию в специализированном ученом совете при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и получил учёную степень доктора химических наук.

 

«Семья профессоров»

 

Семья Гафуржона Исроиловича добилась больших успехов в научной сфере. Все его дети имеют учёную степень доктора наук и пользуются высоким авторитетом в научном сообществе. В этом отношении семья Мухамедовых известна как «семья профессоров».

Руководство и административная деятельность

Профессор Гафуржон Мухаммадов возглавлял ряд ведущих высших учебных заведений Узбекистана. Его стиль руководства отличается эффективностью, системным подходом и внедрением современных инновационных стратегий в области управления образованием.

Ключевые этапы карьеры:

  • Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (1976–1997):
    Работал в должностях старшего преподавателя, доцента, профессора и заведующего кафедрой «Общая физика и химия». Под его руководством успешно защитились 10 кандидатов и 3 доктора наук.
  • Ректор Джизакского государственного педагогического института (1997–2005):
    Провел масштабные реформы, включая переход на односменный график обучения, укрепление материально-технической базы и развитие научного потенциала.
  • Ректор Ташкентского государственного педагогического университета (2005–2006):
    Внедрил образовательные стандарты нового поколения, электронные учебники и современные педагогические технологии.
  • Ректор Национального университета Узбекистана (2006–2015):
    Основное внимание уделял повышению квалификации кадров, укреплению научного потенциала и расширению международного сотрудничества.
  • Ректор Чирчикского государственного педагогического университета (с 2017 года):
    Инициировал создание электронной образовательной системы, Кластера инноваций в педагогическом образовании, «Школ-лабораторий» и Школы современных педагогов.

Инновационные инициативы

Профессор Мухаммадов является инициатором ряда ключевых образовательных проектов:

  • Электронная образовательная система:
    Внедрение систем подготовки и оценки учебных планов в электронном формате.
  • Школы педагогического имиджа и компетентности:
    Организация центров повышения квалификации и обмена опытом с участием школ и дошкольных учреждений Ташкентской области.
  • «Школы-лаборатории»:
    Создание 22 инновационных площадок в общеобразовательных школах для молодых преподавателей и одаренных учащихся.
  • Кластер инноваций в педагогическом образовании:
    Комплексная система планирования педагогической деятельности, научно-методической поддержки и выявления потребностей в кадрах для сферы образования.

Педагогическая философия

Будучи автором Концепции развития непрерывного образования и создателем «Кластера инноваций в педагогическом образовании», заслуженный деятель науки Республики Узбекистан профессор Гафуржон Мухаммадов формулирует свою философию следующим образом:

«Кластер инноваций в педагогическом образовании — это современный подход к обеспечению качества и эффективности образования. Его основа — это гармония образовательных услуг, ориентированных на общественные интересы. Связь фундаментальной науки с практикой — один из ключевых принципов данной системы.»

Эта философия легла в основу стратегических преобразований в учебном процессе, приближения образования к реальной жизни и ориентации на потребности общества в университетах, которыми он руководил.

Подход к модернизации образовательного процесса

Гуломжон Мухаммадов на протяжении всей своей педагогической деятельности придавал особое значение повышению качества и эффективности образования, интеграции передовых технологий и развитию талантов студентов. Он признан выдающимся педагогом, внедрившим современные методы преподавания, инновационные образовательные кластеры и обновленные академические методики в вузах Узбекистана.


Реформа учебных программ и методик

Под руководством Мухаммадова в различных университетах были осуществлены следующие реформы:

  • Учебные графики переведены на односменную систему;

  • Внедрены платформы электронного обучения;

  • Разработаны учебные планы нового поколения, стандарты и электронные учебники;

  • Широко применялись современные педагогические технологии;

  • Практика и стажировки студентов контролировались и управлялись в электронном формате.


Ключевое научно-методическое направление: кластер инноваций в педагогическом образовании

В 2019 году по инициативе Мухаммадова в Ташкентской области была внедрена система «Кластер инноваций в педагогическом образовании», направленная на:

  • Комплексное развитие системы обучения и воспитания;

  • Реформу системы подготовки педагогов;

  • Продвижение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований;

  • Укрепление потенциала педагогических учреждений.

Сегодня эта система является основным научно-методическим направлением Чирчикского государственного педагогического университета, где успешно защищено более 30 докторских диссертаций.


Работа с молодежью

Г.И. Мухаммадов уделяет особое внимание поддержке молодых талантов. В рамках реализации Пяти инициатив Президента Узбекистана он стал инициатором:

  • Конкурса по чтению «Подружился с 10 книгами за месяц, 100 книг за год», который стал традиционным мероприятием.

В результате этого студенты начали достигать заметных успехов в науке, искусстве и спорте.


Педагогическая практика и модель наставничества

По инициативе Мухаммадова:

  • В общеобразовательных школах Ташкентской области были созданы 22 инновационных центра «Школа-Лаборатория»;

  • Эти центры предлагают структурированные программы по повышению квалификации молодых учителей, развитию профессиональных навыков и карьерному росту.


Международное сотрудничество и обмен опытом

Под его руководством были установлены партнерские отношения с зарубежными университетами:

  • Реализованы совместные научные и образовательные проекты с ведущими педагогическими вузами России, Казахстана и Таджикистана;

  • Осуществлялся активный обмен опытом, совместные исследования и академическое сотрудничество.

Научные направления исследований

Научная деятельность Гуломжона Мухамедова сосредоточена на актуальных проблемах в области химии, особенно полимерной химии, решении экологических задач и защите сельского хозяйства и окружающей среды. Его исследования предлагают ряд перспективных решений, признанных инновационными в узбекской науке.


Исследования интерполимеров на основе мочевино-формальдегидных соединений

Мухамедов впервые разработал методы замедления трёхмерной полимеризации мочевино-формальдегидных олигомеров. Это стало основой для создания новых интерполимерных составов.


Инновационные материалы для почвы и экологии: MT-1 и MT-2

Разработанные ученым химические составы MT-1 и MT-2 нашли успешное применение в различных сферах:

  • В хлопководстве – предотвращение образования почвенной корки;
  • В сельском хозяйстве и ирригации – экономия до 30% оросительной воды;
  • В Приаралье – восстановление флоры и фауны, борьба с ветровой эрозией;
  • В зоне Чернобыля – предотвращение распространения песка, пыли и радионуклидов.

Эти научно-практические разработки выполнены совместно с МГУ и ведущими вузами Узбекистана.


Поликомплексные композиции PKG-1 для фармацевтики

Разработанные Мухамедовым композиции PKG-1 позволяют:

  • улучшить доставку лекарств,
  • продлить их действие,
  • повысить эффективность усвоения.

Эти решения открывают путь к научно обоснованным инновациям в фармацевтике.


Научные публикации и ученики

Научное наследие Гуломжона Мухамедова включает:

  • Авторство 4 монографий
  • Более 250 научных статей в национальных и международных изданиях
  • Владение 10 патентами на изобретения в области химии
  • Подготовка 5 докторов наук и 12 кандидатов наук

Мухамедов Гафурджан Исраилович — автор 4 монографий и более 250 научных статей. Он также имеет 10 авторских свидетельств на изобретения и открытия в области химии.

Ниже представлен список некоторых публикаций, в которых Гафурджан Исраилович Мухамедов указан в качестве автора или руководителя:

Список публикаций