Ilmurodova Feruza Shakirovna
Ilmurodova Feruza Shakirovna is a history teacher specializing in history education and the methodological preparation of future teachers in Uzbekistan
Ilmurodova.F. Sh. KOMPETENSIYAVIY YONDASHUVGA ASOSLANGAN TA’LIM STANDARTLARINI JORIY ETISH-ZAMONAVIY TA’LIM PARADIGMASI SIFATIDA. SOHIBQIRON YULDUZI. 2023.В. 287-291.
Ilmurodova.F. Sh.Sa`dullayeva. “Pedagogık etıkanıng dolzarb muammoları”. Monografiya. Ch.:100. 2024.
Toshtemirova S.A., Ilmurodova F.Sh. Integrativ yondashuv asosida kasbiy faoliyatga tayyorlashning pedagogik-psixologik tashxislash asoslari // Academic Research in Educational Sciences, 2022. 3(5), 1030–1041.
Normatov O. M., Ilmurodova.F. Sh., Kamoliddinov. F. B., Izzatova. A.U.// Changes in the Administrative and Territorial Division of Uzbekistan on the Estimate of the Implementation of the Regional Policy in Central Asia. 2022, р. 6584-6591.
Ilmurodova.F.Sh. Zamonaviy o`qituvchi davr talabi.“PEDAGOG” .международный исследоват. 2022. P. 68-72.
Илмуродова Ф.Ш.ТАРИХ ДАРСЛАРИДА АХБОРОТ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИДАН ФОЙДАЛАНИШНИНГ ДОЛЗАРБЛИГИ. “Mirzo Ulug‘bek – buyuk mutafakkir olim va davlat arbobi” mavzusidagi xalqaro ilmiy-amaliy anjuman.2024.Б.616-619.
Илмуродова Ф.Ш. Аширова Н. Х. ТАЪЛИМНИНГ СИНФДАН ТАШҚАРИ ИШ ШАКЛЛАРИ, УЛАРНИНГ ТУРЛАРИ, ХУСУСИЯТЛАРИ ВА АҲАМИЯТИ. “PEDAGOGIK TA’LIM, INNOVATSION GʻOYALAR VA TEXNOLOGIYALARNING ILMIY-NAZARIY ASOSLARINI YARATISH VA UNI AMALIYOTGA JORIY ETISH”. Xalqaro ilmiy-amaliy onlayn konferensiyasi.2023.Б.266-268.
Илмуродова Ф.Ш. Хива хонлиги тарихининг хорижий манбаларда ёритилишига доир. “ЕВРООСИЁ ХАЛҚЛАРИ МАДАНИЙ МЕРОСИ: ЗАМОНАВИЙ ТАДҚИҚОТЛАР, МУАММО ВА ЎРГАНИШ УСУЛЛАРИ”ХАЛҚАРО ИЛМИЙ-АМАЛИЙ АНЖУМАН. ДЖИЗАК, УЗБЕКИСТАН. 2022.Б. 204-208.
Ilmurodova.F. Sh. THE FOUNDATION OF THE ERA OF AWAKENING IN CENTRAL ASIA: ALCHEMY, SUCCESSION AND HISTORICISM. MARKAZIY OSIYO TARIXINING DOLZARB MUAMMOLARI. Xalqaro ilmiy-amaliy konferensiya materiallari. 2022.В.173-176.
Илмуродова Ф. Ш. “Замонавий шароитда ўқитувчининг илмий фаолияти”. Международный научно-образовательный электронный журнал «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В XXI ВЕКЕ». Выпуск №26.5.2022. С. 967-978.
Ilmurodova.F. Sh. Requirements of the modern teacher . “PEDAGOG”международный исследоват. 2022. P.63-67.
Илмуродова. Ф.Ш. Қодиров. Ж.С. "ХАЛҚ ПЕДАГОГИКАСИ ЁРДАМИДА ЎҚУВ ЖАРАЁНИГА ИННОВАЦИОН ТЕХНОЛОГИЯЛАРНИ ЖОРИЙ ЭТИШНИНГ ПЕДАГОГИК ШАРТЛАРИ". // Қарши Давлат Педагогика Университети.2022. Б. 286-288.
Ilmurodova.F. Sh. Tarix ta`limining tadriji: tahlil, tadqiq, tatbiq. Monografiya.Т.: “Ilm ziyo zakovat”, . 2022. Б.100.
Ilmurodova.F. Sh.Sa`dullayeva. Bo'lajak tarix fani o'qituvchisini metodik tayyorlash tizimi: muammolar, tajriba va tendentsiyala. Monografiya.Ch.: 2023.Б.100.
Toshtemirova S.A., Ilmurodova F.Sh., Sa’dullayeva M.H. Tarix o’qitish metodikasi. Darslik. Toshkent: “ISHONLI HAMKOR”, 2023. 512 b.
С.А.Тоштемирова, Ф.Ш.Илмуродова, М. Саъдуллаева. Тарих фанининг назарий асослари. Ч.: Ўқув қўлланма. 2024.Б. 200.
Тоштемирова С.А., Илмуродова Ф.Ш., Саъдуллаева М.Х. Методика преподования истории. Учебное пособие. –Т.: “ZEBO PRINT”, 2024. 496 с.
Ф.Ш.Илмуродова. Б.Абдушукуров, О.Абдусаматов. Мактабда тарих таълимининг замонавий асослари. Ч.: Ўқув-услубий қўлланма. 2024. Б.120.
Норматов.О.Илмуродова.Ф.Ш. Древняя история мира. Ўқув қўлланма.Ч.:2023.Б. 200.
С.А.Тоштемирова, Ф.Ш.Илмуродова, М. Саъдуллаева. Жахон тарихи цивилизацияси. Ўқув қўлланма.Ч.; 2024.Б.200.
Toshtemirova S.A., Ilmurodova F.Sh. “Pedagogik ta’lim klasterining xizmatlar platformasini ishlab chiqish (Chirchiq shahri misolida)” // o’zbekiston Respublikasi Adliya Vazirligi huzuridagi intellektual mulk agentligining Guvohnomasi. –Toshkent: 2023. № DGU 27875.



















Ўзбекистоннинг янгиланган Конституцияси қабул қилинганидан буён мамлакатимизда демократик ислоҳотларнинг янги босқичи бошланди десак, муболаға бўлмайди. Асосий қонунимизга киритилган ҳар бир норма, ҳар бир ўзгариш фақат қоғозда эмас, балки ҳаётга татбиқ этилаётган амалий қадамлар билан аҳамият касб этмоқда.
Энг муҳим ўзгаришлардан бири – ижтимоий давлат концепциясининг белгилаб олинганидир. Янги таҳрирда ижтимоий адолат, ҳамжиҳатлик, аҳолининг манфаатларини ҳимоя қилиш каби тамойиллар нафақат назарий қоида, балки амалий йўналиш сифатида ўз ифодасини топди.
Илгариги «давлат – жамият – шахс» тамойилининг «шахс – жамият – давлат» деб ўзгартирилиши эса инсон қадрини юксак қўйиш сиёсатига мутлақо тўла мос келувчи тарихий қадам бўлди. Бу шунчаки формула эмас – бу давлат бошқарувидаги янги мафкура, демократик янгиланишнинг асосий ғоясидир.
Конституцияда инсон ҳуқуқларининг устуворлигини кафолатловчи моддалар сонининг уч баробарга кўпайтирилгани ҳам бежиз эмас. Бугун мамлакатимизда инсон ҳуқуқ ва эркинликлари давлат ва жамиятнинг энг олий қадрияти сифатида белгиланди.
Асосий Қонуннинг тўғридан-тўғри амал қилиши, унинг олий юридик кучга эга экани қонунчилик амалиётидаги бўшлиқларни бартараф этишга, фуқароларнинг ҳуқуқий ҳимояси янада кучайишига хизмат қилади. Энди бирорта давлат органи Конституциядаги нормани «қонуний асослар йўқ» деган баҳона билан қўлламаслиги шарт – бу қатъий тақиқланган.
Янгиланган Конституциянинг энг илғор ёндашувларидан бири – давлат органлари ва инсон ўртасида юзага келадиган ҳар қандай ноаниқлик фақат инсон фойдасига талқин қилиниши ҳақидаги қоидангина. Бу давлат-шаҳс муносабатларида очиқлик ва адолатни таъминлашда улкан қадам бўлди.
Шу билан бирга, ҳар бир фуқарога ўз ҳуқуқини суд орқали ҳимоя қилиш, ноқонуний қарорлар ва ҳаракатларга нисбатан шикоят қилиш ҳуқуқи кафолатланди. Демак, инсон ҳуқуқлари энди назарий эмас, амалий меъёрга айланмоқда.
2023 йил 8 майда қабул қилинган Президент Фармони мамлакатимизда конституциявий ислоҳотларни амалга оширишда воқеий йўл харитаси вазифасини ўтамоқда. Ушбу Фармонга мувофиқ, давлат органлари фаолияти янги ҳуқуқий шароитга мослаштирилиб, Конституциянинг ҳар бир боби ва моддасини ҳаётга изчил жорий этиш вазифаси қўйилди.
Энди ҳар бир раҳбар Конституцияга амал қилиш учун шахсан масъул. Бу эса давлат бошқарувида жавобгарлик ва шаффофликнинг янги босқичга кўтарилганидан дарак беради.
Юрт равнақи учун муҳим бўлган яна бир йўналиш – Конституцияни амалда қўллаш бўйича ёшларга кенг имкониятлар яратилаётганидир. Ҳуқуқни ўрганаётган талабаларга нафақат назарий билим, балки Конституция нормаларини амалиётда қўллашга оид мустаҳкам ҳуқуқий малака ҳам берилмоқда. Чунки Янги Ўзбекистоннинг ҳуқуқий маданияти аввало ёш авлод онгида шаклланади.
Янгиланган Конституция – бу шунчаки ҳуқуқий ҳужжат эмас. Бу — Янги Ўзбекистоннинг келажагини белгилаб берувчи улкан сиёсий-ҳуқуқий платформа, халқ демократик иродасининг ифодаси.
Асосий қонунимизда белгилаб қўйилган “инсон – жамият – давлат” тамойили эса бизнинг келажак ривожланиш моделимизнинг пойдевори сифатида хизмат қилади. Инсон манфаатлари таъминланган жойда адолат, тараққиёт ва фаровонлик бўлади — бу эса Янги Ўзбекистоннинг асосий мақсадидир.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев проводит в стране масштабные реформы, результаты которых нашли свое позитивное отражение и во внешней политике республики. Потепление и выведение на новый уровень отношений с соседними государствами Центральной Азии, а также открытая и взаимовыгодная внешняя политика с зарубежными партнёрами способствуют укреплению авторитета Узбекистана не только в регионе, но и в мировом сообществе.
Следует отметить, что наряду с развитием двусторонних отношений, Узбекистан эффективно использует инструменты многосторонней дипломатии в рамках международных и региональных организаций. В настоящее время инициативы и предложения, выдвигаемые Узбекистаном в рамках ООН, ШОС, СНГ, Организации тюркских государств (ОТГ) и других международных структур, получают высокую оценку мирового сообщества.
Организация тюркских государств (сокращённо — ОТГ) является одной из международных организаций, членом которой Узбекистан стал в последние годы. Организация была учреждена 3 октября 2009 года в азербайджанском городе Нахичевань по инициативе Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на встрече лидеров Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции. Венгрия с 2018 года имеет статус наблюдателя при ОТГ. Туркменистан, несмотря на то что является тюркоязычным государством, не вступил в организацию, исходя из своего нейтрального статуса.
Через десять лет после основания организации, Узбекистан присоединился к ней. В сентябре 2018 года в кыргызском городе Чолпон-Ата состоялся 6-й саммит стран-членов ОТГ, в котором впервые в истории организации Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял участие в качестве почётного гостя. Именно на этом саммите глава государства впервые высказал мысль о возможности вступления Узбекистана в Организацию тюркских государств.
Спустя год, 14 сентября 2019 года, Узбекистан ратифицировал Нахичеванское соглашение о создании ОТГ и стал её полноправным членом [1].
Вступление Узбекистана в ОТГ придало организации дух активного созидания. В настоящее время Узбекистан развивает многосторонние отношения в рамках таких региональных организаций, как ШОС и СНГ, с государствами — членами ОТГ. Кроме того, страны-члены ОТГ являются стратегическими партнёрами Узбекистана, что способствует формированию организации как одной из наиболее активных и эффективных многосторонних структур региона.
С учётом того, что Узбекистан — единственное государство в регионе, граничащее со всеми странами Центральной Азии, а также с Афганистаном, его вступление в ОТГ позволило активно участвовать в формировании региональной повестки дня. Присоединение Узбекистана придало организации новый вес и значимость [2].
С первых дней членства Узбекистана Президент Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд предложений и инициатив, направленных на дальнейшее развитие взаимодействия в рамках ОТГ и вывод его на новый уровень.
В частности, 15 октября 2019 года на 7-м саммите ОТГ в Баку Президент Ш.Мирзиёев предложил создать технопарки, инновационные стартап-компании и венчурные фонды, а также учредить совместный инвестиционный фонд и торговые дома тюркоязычных стран. Эти пять инициатив стали логическим продолжением проводимых в Узбекистане реформ, направленных на развитие малого и среднего бизнеса, поддержку предпринимательства и широкое внедрение инновационных технологий во все сферы.
В своём выступлении на саммите глава государства отметил, что участие Узбекистана в ОТГ полностью соответствует коренным интересам узбекского народа, а сотрудничество не только в культурной, но и в торгово-экономической сферах вышло на новый уровень. За последние три года объём взаимного товарооборота между странами-членами организации увеличился вдвое, создано более тысячи совместных предприятий [3].
Эксперты отмечают, что расширение торгово-экономических связей с государствами-членами ОТГ может принести Узбекистану значительные экономические дивиденды. Сегодня население стран ОТГ составляет около 115 млн человек, а совокупный ВВП превышает 1,1 трлн долларов США, что делает этот рынок перспективным для экспорта узбекских товаров. В 2018 году товарооборот между странами-членами ОТГ вырос на 29% по сравнению с 2015 годом и достиг 7 млрд долларов. С 2016 года объём торговли Узбекистана со странами-членами ОТГ увеличился на 40%. По оценкам экспертов, существует потенциал для роста взаимного товарооборота до 12 млрд долларов в год [4].
5 октября 2019 года в Ташкенте состоялись заседание Совета деловых кругов тюркоязычных стран и Инвестиционный форум, в которых приняли участие около 300 представителей деловых кругов стран ОТГ. Инициатором проведения этих мероприятий выступил Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев на саммите в Чолпон-Ате в 2018 году. В мероприятиях приняли участие руководители торгово-промышленных палат стран-членов и Генеральный секретарь ОТГ Багдат Амреев. Высказанные в ходе форума мнения и предложения определили основные направления дальнейшего развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках организации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Генеральный секретарь ОТГ Б.Амреев отметил, что экономики стран-членов в значительной степени зависят от цен на нефть и газ, поэтому для снижения рисков следует уделить больше внимания развитию взаимной торговли, малого и среднего бизнеса.
Председатель правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» А.Мырзахметов подчеркнул, что благодаря использованию транзитного потенциала Казахстана страны ОТГ имеют возможность выхода на рынки России и других стран ЕАЭС. Представители бизнеса Азербайджана и Кыргызстана выразили заинтересованность в развитии логистики, создании современной бизнес-инфраструктуры и упрощении таможенных процедур [5].
Кроме того, страны-члены ОТГ обладают большими возможностями и ресурсами для развития транзитного потенциала в сфере международных перевозок. Эффективное использование этого потенциала позволит Узбекистану получить выход на европейские рынки. В этом отношении важную роль играет железнодорожный коридор «Баку–Тбилиси–Карс» (БТК). Присоединение Узбекистана к этому проекту и развитие маршрута «Ташкент – порт Туркменбаши – Ахалкалаки – Карс» создадут условия для активизации транзитных перевозок и обеспечат выход к тоннелю «Мармарай», соединяющему Азию и Европу. По этому маршруту ежегодно может перевозиться до 3 миллионов пассажиров и 17 миллионов тонн грузов.
В будущем реализация проекта железной дороги «Китай–Кыргызстан–Узбекистан» и её соединение с БТК станет важным шагом на пути восстановления Великого шелкового пути, связывавшего Китай и Европу [6]. В настоящее время строительство этой железной дороги остаётся на стадии проектирования. Помимо вышеуказанных направлений сотрудничества, между государствами-членами Тюркской организации (ТДТ) имеются значительные возможности для развития туризма. В целях дальнейшего продвижения туристической отрасли в рамках организации 7–8 августа 2018 года в Астане состоялось IV заседание министров по делам туризма государств-членов ТДТ — Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана и Турции, на котором было достигнуто соглашение о реализации совместного проекта туристического пакета под названием «Современный Шёлковый путь» [7].
Главной целью данного проекта является демонстрация богатого историко-культурного наследия тюркоязычных стран, расположенных вдоль Великого шёлкового пути. Проект предоставляет туристам возможность путешествовать сразу по нескольким странам либо посещать их по отдельности. По мнению экспертов, при условии качественной проработки маркетинговой и рекламной стратегии данный проект, называемый «азиатским шенгеном», способен превратиться в известный международный туристический бренд и в короткие сроки дать положительные результаты. Несмотря на то, что Узбекистан поддерживает реализацию данного проекта, он пока не присоединился к нему.
Одновременно узбекская сторона выдвинула ряд предложений и инициатив, направленных на развитие туризма между государствами-членами ТДТ. Особенно актуальными они стали в условиях пандемии COVID-19, которая нанесла серьёзный ущерб системам здравоохранения и экономикам большинства стран мира, при этом именно туристическая отрасль оказалась одной из наиболее пострадавших.
В Узбекистане в период пандемии были приняты два важных нормативно-правовых документа, направленных на поддержку и развитие туризма. Это Указ Президента Республики Узбекистан от 28 мая 2020 года «О неотложных мерах по поддержке туристической отрасли для смягчения негативных последствий коронавирусной пандемии» и Постановление Президента Республики Узбекистан от 19 июня 2020 года «О дополнительных мерах по развитию туристической отрасли с учётом строгого соблюдения требований усиленного санитарно-эпидемиологического режима». Оба документа стали прочной правовой основой для поддержки туризма в условиях пандемии.
23 июня текущего года в формате видеоконференции состоялось V заседание министров по делам туризма государств-членов ТДТ. От Узбекистана в мероприятии принял участие заместитель Премьер-министра, председатель Государственного комитета по развитию туризма А. Абдухакимов. Данное заседание сыграло важную роль в обсуждении проблем, возникших в туристической сфере в период пандемии, и мер по их преодолению.
В ходе заседания было отмечено, что в Узбекистане внедрена система санитарно-эпидемиологической безопасности «Uzbekistan. Safe Travel Guaranteed» («Узбекистан. Гарантированно безопасный туризм»). Согласно упомянутым нормативным документам, туристические объекты предпринимательских субъектов, оказывающих услуги в сфере туризма, подлежат бесплатной дезинфекции, а иностранным туристам, заболевшим коронавирусом во время пребывания в стране, предусмотрена компенсация в размере 3000 долларов США. Особый интерес у представителей ТДТ вызвала именно система «Uzbekistan. Safe Travel Guaranteed».
Islamic philosophy has played a pivotal role in shaping the intellectual and scientific heritage of world civilization. Its criteria for scientific activity extend beyond mere empirical verification, encompassing spiritual, moral, and ethical dimensions. From a phenomenological perspective, knowledge in Islamic thought emerges as a dynamic interaction between human consciousness and divine revelation, reflecting an integrated approach to understanding reality. This perspective emphasizes that scientific inquiry in the Islamic tradition is inseparable from ethical responsibility and spiritual awareness, providing a holistic framework for intellectual development.
Historically, Islamic philosophers and scholars synthesized Greek, Indian, and Persian philosophical traditions, creating a unique epistemological system that combined rational inquiry with metaphysical and ethical reflection. This synthesis facilitated the advancement of natural sciences, mathematics, medicine, and social sciences in the medieval Islamic world, while simultaneously shaping a distinct intellectual culture that valued moral and spiritual insight alongside empirical investigation. The integration of diverse philosophical legacies enabled Islamic thought to serve as a bridge between ancient traditions and the emerging modern intellectual frameworks.
The present study aims to examine the cognitive, ethical, and methodological foundations of scientific knowledge in Islamic philosophy, employing a comparative-historical and phenomenological approach. By analyzing the interplay between reason, morality, and spiritual consciousness, this research seeks to provide a nuanced understanding of the mechanisms through which Islamic intellectual culture contributed to the global history of science and thought, highlighting its enduring relevance for contemporary philosophical and scientific discourse.








Har kim fikrlash, so‘z va e’tiqod erkinligi huquqiga ega.
Har kim istalgan axborotni izlash, olish va tarqatish huquqiga ega.
Davlat Internet jahon axborot tarmog‘idan foydalanishni ta’minlash uchun shart-sharoitlar yaratadi.
Axborotni izlash, olish va tarqatishga bo‘lgan huquqni cheklashga faqat qonunga muvofiq hamda faqat konstitutsiyaviy tuzumni, aholining sog‘lig‘ini, ijtimoiy axloqni, boshqa shaxslarning huquq va erkinliklarini himoya qilish, jamoat xavfsizligini hamda jamoat tartibini ta’minlash, shuningdek davlat sirlari yoki qonun bilan qo‘riqlanadigan boshqa sir oshkor etilishining oldini olish maqsadida zarur bo‘lgan doirada yo‘l qo‘yiladi.
O‘zbekiston Respublikasi Konstitutsiyasi 7-bob 33-modda



