"Невежественный человек — как дом без света" - Abdulla Avloniy

Кафедра теории и практики начального образования

Кафедра теории и практики начального образования Чирчикского государственного педагогического университета, созданная в 2019 году и ставшая самостоятельной в 2021 году, занимается подготовкой будущих учителей начальных классов. Она предоставляет методологические основы, повышает профессиональные навыки и проводит обширные исследования через свою лабораторию «Образование будущего», стремясь повысить качество и эффективность начального образования.

О Кафедре Кафедра теории и практики начального образования была сформирована 27 августа 2019 года в составе Педагогического факультета, согласно Решению № 1 Совета Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области. Первоначально она функционировала в составе кафедры «Дошкольного и начального образования спорта», а в 2019 году – в составе кафедры «Начального образования», выделившись как самостоятельная кафедра в 2021 году. В настоящее время кафедра занимается подготовкой кадров для системы начального образования и разработкой учебной литературы, методических рекомендаций для начального образования.

Миссия и Цели Основной целью кафедры теории и практики начального образования является помощь будущим учителям начальных классов в приобретении знаний и повышении профессиональной квалификации путем обучения методологическим основам начального образования, а также методам и техникам, используемым в образовательном процессе. На основе этого кафедра ставит перед собой следующие задачи:

  • Углубление теоретических и педагогических знаний в области начального образования.
  • Подготовка учителей начальных классов к эффективной работе в образовательном процессе.
  • Применение и развитие новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Направления обучения и образовательные программы С момента своего основания кафедра осуществляет обучение по следующим направлениям:

  • Бакалавриат:
    • 5111700 - Начальное образование и спортивно-воспитательная работа
    • 60110500 - Начальное образование
    • 60110400 - Начальное образование
    • 60112600 - Иностранный язык в дошкольном и начальном образовании
  • Магистратура:
    • 70110401 - Теория и методика образования и воспитания (Начальное образование)

Научно-исследовательские области и проекты При проведении научно-исследовательских работ на кафедре определен ряд научных направлений, соответствующих приоритетам социально-экономического развития нашей страны. В частности, на основании приказа ректора института № 01-191 от 30 августа 2022 года «О повышении научного потенциала, развитии науки и инноваций в институте» была запущена деятельность научно-исследовательской лаборатории «Образование будущего». Основная цель этой лаборатории – инновационное, фундаментальное и научно-практическое исследование проблем начального образования. Профессорско-преподавательский состав кафедры публикует научно-теоретические статьи в этом направлении, а в темах диссертаций молодых преподавателей приоритетное значение придается исследованию проблем начального образования.

Научно-исследовательские работы, проводимые профессорско-преподавательским составом кафедры, включают:

  • Мирзорахимов Ойбек Кахрамонович (10.00.02 - Сравнительное литературоведение, сопоставительное языкознание и переводоведение): Воспитание учащихся общеобразовательных школ в духе патриотизма посредством педагогического образовательного кластера (на основе «Концепции военно-патриотического воспитания молодежи»).
  • Дониёрова Лайло Худойбердиевна (13.00.02 - Теория и практика образования и воспитания): Совершенствование методики применения феминитивов в речи у будущих учителей начальных классов.
  • Ахмадалиева Махлиё Шерали кизи (10.00.02 - Узбекская литература): Интерпретация авторитарного режима в творчестве Зульфии (на примере поэзии годов независимости и поэмы «Осколки моей памяти»).
  • Маткаримова Сайёра Шавкатбек кизи (13.00.02 - Теория и практика образования и воспитания): Методика формирования креативной компетенции учащихся посредством работы над литературно-теоретическими понятиями.
  • Мадрахимова Инобат Баходировна (10.00.02 - Узбекская литература): Поэтическая интерпретация образа осени в новой узбекской поэзии.
  • Худайкулова Фазилат Буриевна (13.00.02 - Теория и практика образования и воспитания): Методика совершенствования международных программ оценки и инновационных технологий в начальном образовании.
  • Артикова Наргиз Шухратовна (13.00.02 - Теория и практика образования и воспитания): Совершенствование методики формирования коммуникативных компетенций школьников на основе современных педагогических подходов.
  • Рахимова Нукулжон Юсуповна (13.00.02 - Теория и практика образования и воспитания): Методика развития экопедагогических компетенций у будущих учителей начальных классов.
  • Ибрагимова Дилдора Иномжоновна (10.00.02 - Узбекская литература): Тематика и идейные аспекты в литературно-исторических произведениях Исаджона Султона.
  • Сулейманова Севара Абдумаликовна (10.00.02 - Узбекская литература): Художественный психологизм в современной узбекской прозе: гармония стиля и жанра.

Научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры контролируется Ученым советом факультета. «Повышение качества и эффективности начального образования на кластерной основе» является приоритетным направлением научно-исследовательской деятельности кафедры теории и практики начального образования. Исследования в этом направлении проводятся по следующим аспектам:

  • Публикация научных статей и методических рекомендаций по научно-исследовательской лаборатории «Образование будущего».
  • Наличие направлений по кластерной системе в планах диссертаций профессорско-преподавательского состава.
  • Ориентация публикуемых научных статей и учебно-методических пособий на повышение эффективности начального образования.
  • Научное сотрудничество с учителями начальных классов общеобразовательных школ Ташкентской области на кластерной основе.

Научные лаборатории На основании приказа ректора университета № 01-180 от 5 июля 2021 года «О повышении научного потенциала, развитии науки и инноваций в институте» при кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория «Учитель будущего», в которой ведут исследовательскую работу профессорско-преподавательский состав, магистранты и студенты бакалавриата.

Профессорско-преподавательский состав кафедры На кафедре в 2024-2025 учебном году работают всего 16 профессоров и преподавателей, включая зарубежного профессора Диах Гусраяни из Университета Педидикан (Индонезия), профессора Сафо Матчона и доцента Х. Гуломову, работающих по совместительству.

Mambetaliyev Qayrat Anarbay o‘g‘li
Haydarova Gulruh Muhammadaminovna

Haydarova Gulruh Muhammadaminovna

Kafedra o‘qituvchisi

Ibodullayeva Sevara Maqsud qizi

Ibodullayeva Sevara Maqsud qizi

Kafedra o‘qituvchisi

Ibragimova Dildora Inomjonovna

Ibragimova Dildora Inomjonovna

Kafedra o‘qituvchisi

Madraximova Inobat Bahodirovna

Madraximova Inobat Bahodirovna

Kafedra o‘qituvchisi

Matkarimova Sayyora Shavkatbek qizi

Matkarimova Sayyora Shavkatbek qizi

Kafedra o‘qituvchisi

Mirzoraximov Oybek Kaxramonovich

Mirzoraximov Oybek Kaxramonovich

Kafedra o‘qituvchisi

Raximova Nuquljon Yusupovna

Raximova Nuquljon Yusupovna

Kafedra o‘qituvchisi

Suleymanova Sevara Abdumalikovna

Suleymanova Sevara Abdumalikovna

Kafedra o‘qituvchisi

Xayridinov Behzod Kamoldin o‘g‘li

Xayridinov Behzod Kamoldin o‘g‘li

O‘quv ishlar bo‘yicha dekan o‘rinbosari, Kafedra o‘qituvchisi