Озодахон Сироджовна Ишматова
Родилась 11 января 1986 года в городе Душанбе, Республика Таджикистан.
В 2008 году окончила Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами по направлению «Дефектология» и получила степень бакалавра.
В 2022 году получила академическую степень магистра по специальности «Специальная педагогика: дефектология (сурдопедагогика)» в Чирчикском государственном педагогическом университете.
13 июня 2025 года под руководством Ф.У. Кодировой защитила диссертационную работу на тему «Использование фонетической ритмики в развитии речи младших школьников с особыми образовательными потребностями» по специальности 13.00.03 — специальная педагогика в диссертационном совете PhD.03/27.09.2024.Ped.82.05 при Чирчикском государственном педагогическом университете.
Согласно протоколу № 372/1 Высшей аттестационной комиссии Республики Узбекистан от 11 июля 2025 года, ей присуждена учёная степень доктора философии (PhD) по педагогическим наукам (диплом № 01 018374).
Озодахон Сироджовна Ишматова
- В 2008 году начала трудовую деятельность в качестве учителя-логопеда в специализированной дошкольной образовательной организации №8 города Чирчика, Ташкентская область.
- В 2016–2021 годах работала учителем-логопедом в общеобразовательной школе №25, подведомственной Городскому отделу народного образования города Чирчика, Ташкентская область.
- С 2021 года — магистрант направления "Специальная педагогика" факультета педагогики Чирчикского государственного педагогического университета, одновременно — внешний совместитель-преподаватель на кафедре специальной педагогики данного университета.
- С 2022 года — преподаватель кафедры Специальной педагогики, факультета Педагогики Чирчикского государственного педагогического университета.
📚 Педагогическая деятельность О.С. Ишматовой
О.С. Ишматова с высокой ответственностью подходит к подготовке и проведению каждой лекции и практического занятия. В процессе обучения она учитывает интересы и потребности студенческой аудитории, активно применяет современные информационные и педагогические технологии, мультимедийные образовательные ресурсы. Для укрепления научно-теоретических знаний студентов широко использует современные научные электронные ресурсы и интернет-сайты.
С целью обеспечения глубокого усвоения студентами знаний по таким дисциплинам, как «Логопедия», «Фонетическая ритмика», «Логопедическая ритмика» и другим, она эффективно использует электронные презентации, аудио- и видеоматериалы, а также раздаточные материалы, подготовленные с применением современных педагогических технологий.
В частности, при организации лекционных и практических занятий О.С. Ишматова применяет следующие методы и технологии:
- «INSERT»
- «Кейс-стади»
- «Мозговой штурм»
- «Анализ понятий»
- «Профипортрет»
- «Проблемная ситуация»
- «Видеозадание»
- «Весёлый JAMBOARD» и другие.
О.С. Ишматова выделяется своей любознательностью и умением всегда организовывать инновационный педагогический процесс.
🔬 Научно-исследовательская деятельность О.С. Ишматовой
📚 Тема диссертации
Научно-исследовательская деятельность О.С. Ишматовой осуществлялась в рамках научно-практического проекта
«Разработка научно-теоретических основ инновационного педагогического образовательного кластера и механизмов их внедрения в практику»,
в рамках которого была выполнена диссертационная работа на тему:
«Использование фонетической ритмики в развитии речи учащихся начальных классов с особыми потребностями».
🎯 Цель исследования
Изучение коррекционно-развивающих возможностей использования фонетической ритмики в развитии речи глухих и слабослышащих учащихся начальных классов, а также разработка методических рекомендаций.
✅ Задачи исследования
- Определение комплексных методических возможностей использования фонетической ритмики в развитии речи глухих и слабослышащих учащихся начальных классов;
- Совершенствование модели использования фонетической ритмики в развитии речи глухих и слабослышащих учащихся начальных классов;
- Совершенствование технологии развития речи учащихся посредством фонетической ритмики;
- Совершенствование дидактического обеспечения развития речи глухих и слабослышащих учащихся начальных классов посредством фонетической ритмики.
🆕 Научная новизна исследования
- Определены дидактические возможности использования фонетической ритмики в развитии речи учеников начальных классов с нарушением слуха на основе оптимизации интеграции двигательных, кинестетических и ритмических компонентов ритмических занятий в процесс речевой реабилитации.
- Усовершенствована модель использования фонетической ритмики в развитии речи учеников начальных классов с нарушением слуха на основе обеспечения гармонии кинетики и кинестетики в ритмическом интервале в физиологически ориентированной индивидуальной среде с включением визуально-фонетических и акустико-фонетических заданий.
- Усовершенствована технология развития речи учащихся посредством фонетической ритмики на основе интегративного использования ритмических упражнений, мотивирующих к активной речи, в методических этапах работы над голосом, дыханием, дикцией и речевыми комбинациями.
- Усовершенствовано дидактическое обеспечение развития речи учеников начальных классов с нарушением слуха посредством фонетической ритмики на основе включения в программу музыки и ритмики требований к ведению речевого мониторинга согласно классификации звуков, а также мониторинга деятельности учителей коррекционных дисциплин.
🚀 Внедрение результатов исследования
На основе проведённых исследований по использованию фонетической ритмики в развитии речи глухих и слабослышащих детей:
- ✔️ Предложения об учёте педагогических возможностей использования фонетической ритмики в развитии речи учащихся начальных классов с особыми образовательными потребностями, с учётом визуально-фонетического восприятия и выражения речи, а также коррекционных методов воздействия, включены в содержание учебника
«Сурдопедагогика»
(Свидетельство №438376, приказ Министерства высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан от 29 сентября 2023 года №438).
Результат: усовершенствовано дидактическое обеспечение развития речи детей с нарушением слуха. - ✔️ Предложения по совершенствованию процесса развития речи учащихся начальных классов с особыми потребностями за счёт адаптации ритмических упражнений с учётом классовой дифференциации, системности и индивидуального подхода, а также обеспечения гармонии кинетики и кинестетики в ритмических интервалах включены в содержание учебного пособия
«Фонетическая ритмика»
(Свидетельство №52, приказ Министерства высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан от 17 марта 2023 года №68).
Результат: достигнуто методическое обеспечение использования фонетической ритмики в развитии речи учащихся с особыми потребностями. - ✔️ Предложения по совершенствованию технологий развития речи учащихся с помощью фонетической ритмики за счёт поэтапного включения ритмических упражнений, мотивирующих к активной речи, направленных на работу над голосом, дыханием и дикцией, а также за счёт формирования технологической карты педагогических средств воздействия использованы при подготовке сценария передачи
«Тонг нафаси» телеканала «Маънавият ва маърифат»
(Справка №212 Государственной организации телеканала «Маданият ва маърифат» Национальной телерадиокомпании Узбекистана от 23 сентября 2023 года).
Результат: широкое распространение методов использования фонетической ритмики в развитии речи учащихся начальных классов с особыми потребностями.
С 2023 года О.С. Ишматова успешно работает в качестве тренера-преподавателя профессионального кружка «Profi Arena Kasb To‘garagi», действующего при кафедре специальной педагогики. Этот кружок организован на основе следующих нормативных документов и инициатив:
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 13 октября 2020 года № 4860 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей, нуждающихся в особой поддержке»;
- Приказ Министерства высшего образования Республики Узбекистан № 279 «О совершенствовании работы с одарёнными студентами»;
- Деятельность Научно-исследовательского центра «Profi Arena» при Чирчикском государственном педагогическом институте (ныне университет).
В настоящее время кружок функционирует в составе научно-практической лаборатории кафедры «INKORLAB».
🎯 Цели и задачи кружка:
- Реализация государственной политики в сфере образования и воспитания с целью формирования всесторонне развитой, творческой личности;
- Формирование и развитие профессиональных компетенций студентов наряду с глубоким усвоением профильных дисциплин кафедры;
- Обновление содержания образования в соответствии с приоритетными научными направлениями и запросами одарённых студентов;
- Обучение современным коррекционным методикам с целью внедрения образовательного кластера;
- Формирование и обогащение технических и технологических знаний, навыков, необходимых для будущей профессии;
- Выявление и развитие научного, методического и практического потенциала каждого студента;
- Организация и проведение олимпиад, конкурсов и других мероприятий, направленных на развитие личности и поддержку талантливой молодежи;
- По завершении кружка студенты получают сертификаты.
📌 Что даёт направление «Profi Arena Kasb To‘garagi» студентам?
- Практические навыки: изучение современных методов диагностики и коррекции речевых нарушений;
- Профессиональное развитие: углублённое освоение знаний и умений, необходимых логопеду;
- Научная деятельность: возможность участия в исследованиях, написания статей и выступлений на конкурсах;
- Творческий подход: развитие речевой культуры и креативного мышления;
- Признание: по окончании курса выдаётся сертификат.
Кружок играет важную роль в подготовке конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов в области специальной педагогики и логопедии.
О.С. Ишматова является руководителем конкурса «Перспективный исследователь», организованного для одарённых студентов факультета педагогики Чирчикского государственного педагогического университета.
🎯 Цель проекта:
Выявление талантливых и инициативных студентов, привлечение их к научной деятельности и подготовка молодых исследователей, способных внести вклад в развитие общества через собственные научные труды.
🔎 Значение проекта:
Конкурс «Перспективный исследователь» направлен на вовлечение одарённых студентов в научные исследования, развитие их исследовательского потенциала и стимулирование активного участия в науке. Благодаря проекту молодые исследователи получают поддержку, а их научные статьи находят отражение в авторитетных изданиях.
✅ Задачи:
- Выявление и поощрение одарённых студентов;
- Расширение тематики и направлений научных исследований;
- Повышение активности студентов в научной сфере;
- Создание условий для формирования поколения молодых учёных.
🌿 Инициатива в рамках проекта «Школа под открытым небом»:
В рамках социального проекта, организованного по инициативе факультета педагогики Чирчикского государственного педагогического университета, О.С. Ишматова проявила себя как активный участник в следующих направлениях:
- Педагогический подход к обеспечению активного участия студентов в проекте;
- Деятельность в качестве тренера, проводящего мастер-классы для специалистов;
- Внесение педагогических инициатив по повышению теоретической и практической эффективности проектов кафедры специальной педагогики;
- Активное участие в разработке продуманной программы, соответствующей целям проекта.
Деятельность О.С. Ишматовой в рамках данных проектов играет важную роль в повышении научной и профессиональной активности студентов, а также способствует их всестороннему развитию.
📈 Публикации в журналах с высоким импакт-фактором
🔹 Kodirova F.U., Khurvaliyeva T.L., Jumaniyazova Z.A., Ishmatova O.S., Safiyeva M.A., Aay Susilawati
Technological approaches to resolving pedagogical conflicts in primary school student
Journal of Engineering Science and Technology, Special Issue on ISCoE2024, Vol. 20, No. 3 (2025), pp. 89–96
🔹 Ishmatova O.S.
The relevance and necessity of using phonetic rhythmicity in the development of speech of elementary school students with special needs
Educator Insights: A Journal of Teaching Theory and Practice, Vol. 01, Issue 03, March 2025, pp. 619–620
🔹 Ishmatova O.S.
The role of phonetic rhythmic activities in national surdopedagogy
European Science Methodical Journal, Vol. 3, Issue 3, 2025, pp. 66–69
ISSN (E): 2938-3641
🔹 Ishmatova O.S.
Phonetic Rhythm In Music And Rhythm Correction Training Of Specialized Boarding Schools For Deaf And Hard Of Hearing Students
Pedagogical Cluster – Journal of Pedagogical Developments (PCJPD), Vol. 2, Issue 10, October 2024, pp. 245–249
🏛 Журналы республиканского уровня, включённые в список ВАК
🔸 Ishmatova O.S.
Xorijiy surdopedagogikada fonetik ritmikaning o‘rni
“Муғаллим ҳэм узликсиз билимлендириў”, 2025, №3/2, pp. 591–594
🔸 Ишматова О.С.
Роль фонетической ритмики в национальной сурдопедагогике
Inter education & global study, Ilmiy-nazariy va metodik jurnal, Tom 3, №4, Buxoro, 2025, pp. 46–53
🌍 Международные научные конференции
🔹 Ishmatova O.S.
The relevance and necessity of using phonetic rhythmicity in the development of speech of elementary school students with special needs
Educator Insights: A Journal of Teaching Theory and Practice, Vol. 01, Issue 03, March 2025, pp. 619–620
🏛 Республиканские научно-практические конференции
- Ишматова О.С., Жумабаева М.
Особенности развития речи ребёнка в раннем возрасте
Respublika ilmiy-amaliy anjumani: "Boshlang‘ich sinf o‘quvchilariga ta’lim-tarbiya berishda zamonaviy pedagogik texnologiyalarning o‘rni", 18-sentyabr, 2024, Denov, pp. 443–479 - Ishmatova O.S., To‘xtamurodov A.A.
Harakat-tayanch a’zolarida nuqsonlari bo‘lgan bolalarning kognitiv funksiyalarini rivojlantiruvchi korreksion texnologiyalar
Toshkent tibbiyot akademiyasi axborotnomasi, 2025, pp. 102–103
📗 Учебники
📘 Ishmatova O.S.
“Fonetik ritmika” – Darslik
O‘zbekiston Respublikasi Oliy ta’lim, fan va innovatsiyalar vazirligining 2024-yil 04-martdagi 55-sonli buyrug‘i, № 55342-guvohnoma
📘 Монографии
📙 Ishmatova O.S.
“Alohida ehtiyojli boshlang‘ich sinf o‘quvchilari nutqini rivojlantirishda fonetik ritmikadan foydalanish texnologiyasi” – Monografiya
“T.: Zebo Prints”, 2024, 88 стр.